Муранское стекло. Стили. Немного истории.

Происхождение стеклоделия в Венеции восходит к тем временам, когда в Римской империи литое стекло использовалось для освещения бань. Смешение римского опыта с приемами, позаимствованными в Византии и торговля с Востоком сделали Венецию центром производства стекла примерно в 8-м веке. Одна из самых старых печей для производства стекла на венецианских островах датируется 8-м веком и обнаружена в результате раскопок 1960-х годов.

MILLEFIORI (aka MURRINE)

( От Millefiori - "тысяча цветов"). Основа этой техники – использование стеклянных стержней-заготовок. Поперечное сечение каждого стержня представляет собой стилизованный цветок особой формы и особого сочетания цветов. Фронтальное изображение изделия формируется из множественного набора таких стержней, которые видны с торца и которые сплавлены между собой, а верх вещи оформлен, как общая линза, сквозь которую виден чрезвычайно яркий, сильный узор из цветов. Эту технику впервые использовали в Египте между 1 и 3 веками до н.э.

LATTIMO

(От итальянского "latte" - молоко). Непрозрачное белое стекло, полученное в Мурано впервые в XV столетии для имитации китайского фарфора. Первоначально использовалось для украшения многоцветных предметов.

CRISTALLO

Венецианский кристалл это первое по-настоящему бесцветное стекло, изобретенное в 1450 году венецианским мастером Анжело Баровьером. Такое стекло получается обесцвечиванием стеклянной смеси добавлением марганца или другого отбеливателя. Это хрупкое натриевое стекло и оно лучше всего подходит для отбеливания.

Bullicante

Стекло, украшенное периодически повторяющимся рисунком или даже воздушными пузырьками, которые постепенно становятся больше или меньше. Эта широко используемая техника была особенно популярна у мастеров Мурано в 1950-х годах.

В конце XII века производство стеклянных изделий прекрасного качества было главной промышленностью города, как утверждает Гильдия Стеклоделия, которая устанавливала правила и регламенты для участников. Целью Гильдии была охрана секретов торговли и повышение прибыльности производства. В соответствии с этими положениями в 1271 году закон запретил импорт иностранного стекла или использование зарубежных стеклоделов.

Более радикальный закон 1291 года заложил основы Мурано, как главного стеклоделательного центра. Чтобы устранить риск пожаров в городе с деревянными домами в перенаселенной Венеции,этот закон предписывал вывезти все печи для производства стекла из Венеции в Мурано. Сегодня считается, что главной целью этого закона было, все же, изолировать клан стеклоделов в таком месте, где не было бы возможности разглашать торговые секреты. Соответствующий закон, запрещающий стеклоделам покидать Мурано, был принят в 1295 году, что только подтверждает это мнение.

Ремесленники, которые работали со стеклом, были в большом почете за свои усилия. Они имели право выдавать своих дочерей в самые знатные и богатые фамилии Венеции. Секреты изготовления должны были храниться и передаваться от отца к сыну и никогда не покидать Мурано. Это давало Венеции монополию на производство и торговлю высококачественным стеклом в Европе в течение столетий. Венеция находилась на скрещении торговых дорог с Востока и Запада.

Венецианское стекло достигло пика своей популярности в 15-м и 16- м веках. В 15-м столетии мастер Анжело Баровьер открыл процесс изготовления чистого стекла - (cristallo) –что позволило муранским мастерам стать единственными производителями зеркал в Европе. Вдобавок, популярность китайского фарфора у Европейской знати подогрело открытие способа производства белого стекла, имитирующего фарфор (lattimo).

Начиная с 17 века муранское стекло постепенно приходит в упадок. По мере того, как власть Венеции в торговых делах ослабевала, утрачивается и важность главного торгового центра и центра стеклоделия. Возникают новые центры производства в Богемии , Англии и Франции. Но еще в 17-м веке наблюдаются нововведения в муранском стекле, следующие моде барокко, широко распространенному стилю в архитектуре Европы, живописи и искусстве декорации интерьера , других искусств и форм ремесла.

все статьи о витражах и художественном стекле